АВТОЗАПЧАСТИ ДЛЯ ИНОМАРОК

Каталитический нейтрализатор.

(он же катализатор, каталитический конвертер, каталитический преобразователь, англ. Catalytic Converter)

Что это?

Как это работает?

Почему так дорого стоит?

Внутри действительно платина и другие драгоценные металлы?


Катализатор установлен в системе выпуска так, что бы через него проходили все выхлопные газы автомобиля. Внутри него спрятаны два керамических блока, каждый из которых состоит из тысяч каналов. Блоки покрыты тонким слоем драгоценных металлов. Платина и радий на первом блоке, платина и палладий на втором. Такие металлы обходятся больше чем 50000 долларов за килограмм, поэтому толщина слоя не превышает нескольких молекул. Вместе они способны реагировать с токсичными газами и производить безопасные для здоровья газы. Все эти металлы не поддаются коррозии.

Хитрость в том, что бы максимально увеличить поверхность контакта металлов с газами. Для этого и нужны микроканалы: 60 на квадратный сантиметр. Общая площадь поверхности металла приравнивается к площади футбольного поля. Получаем лабораторию по переработки газов мощностью с футбольное поле, и размерами чуть меньше мяча.

Газы из токсичных превращаются в нетоксичные, но это происходит только когда нейтрализатор очень горячий - 750 градусов по Цельсию. Раскалённые токсичные газы сами разогревают свою ловушку. Они выходят из двигателя при температуре около 500 градусов Цельсия. Химические реакции происходящие внутри конвертера тоже выделяют тепло, разогревая его и заставляя работать на полную мощность, для переработки молекул газа.

Молекулы оксида азота и монооксида углерода вместе с несгоревшими компонентами топлива попадают в тысячи микроканалов каталитического конвертера. Когда газы поступают в первый блок - платина, радий и оксид азота вступают в реакцию. Металлы притягивают к себе молекулы кислорода, а свободные атомы азота взаимодействуют между собой. Результат оксид азота превратился в кислород и азот, которые вместе составляют 99% атмосферы Земли.

Дальше газы поступают во второй блок, в котором тысячи микроканалов покрыты платиной и палладием. Эти драгоценные металлы так же притягивают кислород. Высокие температуры заставляют монооксид углерода объединяться с еще одной молекулой кислорода. Результат: углекислый газ. Тот самый газ – из которого состоят пузырьки Вашей газировки.

Теперь поговорим о молекулах несгоревших веществ. Экстремально высокие температуры заставляют их рекомбинировать с молекулами кислорода. Результат: еще больше углекислого газа и вода. И всё это меньше чем за 0,1сек.

В теории катализатор обезвреживает 99% токсичных газов. На практике же такой результат достигается только, когда катализатор станет горячим. Автомобиль должен проехать около 10км, чтобы катализатор достиг необходимой температуры.

схема работы катализатора

 

Плотников П.В. 20.10.2011

This video clip from The Science Channel's.

Deconstructed: Catalytic Converter

Следующая статья >>>